Подоходный налог в Республике Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подоходный налог в Республике Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

Подоходный налог с граждан

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам. Налоги взимаются для обеспечения государственных расходов, покрытия общественно полезных потребностей.

В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Одним из основных налогов в налоговой системе любого государства является подоходный налог с граждан, плательщиками которого являются физические лица.

Обложению подоходным налогом с физических лиц подлежат доходы, полученные:

— гражданами Республики Беларусь и постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства — от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики;

— иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не относятся к постоянно проживающим на территории Республики Беларусь -от источников в Республике Беларусь.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности, в том числе заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей; доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам; доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей в уставном фонде, паев в имуществе белорусских и иностранных организаций; образующиеся в результате оплаты за счет средств субъектов хозяйствования стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях, а также другие доходы, указанные в законодательстве.

Налогообложению не подлежат следующие доходы:

— пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком);

— все виды получаемых пенсий, назначаемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

— суммы материальной помощи, оказываемой:

в связи с чрезвычайной ситуацией;

организациями и (или) индивидуальными предпринимателями по месту основной работы (службы, учебы) умершего работника (военнослужащего, обучающегося), в том числе пенсионера, ранее работавшего (служившего) в этих организациях и (или) у этих индивидуальных предпринимателей, лицам, состоящим с умершим работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства;

— стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 705 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода;

— доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) ими на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном таким лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела;

— доходы плательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства;

— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 5 555 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные;

— не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы) – в размере, не превышающем 1 678 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода,

иных организаций и индивидуальных предпринимателей – в размере, не превышающем 111 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

Вычет на строительство или покупку жилья

Такой вычет предоставляется тем, кто зарегистрировался в очереди на улучшение жилищных условий и покупает либо строит жилье, находясь в такой очереди. От суммы, которую вы на это потратили, вам вернется 13% подоходного налога. И тут не важно, купили вы квартиру на льготных или общих основаниях. Если стоите в очереди на улучшение жилищных условий — имеете право на вычет. Но имущественный вычет можно получить только один раз.

Уже несколько лет я получаю налоговый вычет в связи с покупкой квартиры, — рассказывает Виктор. — Я числился на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, но о вычетах узнал случайно из интернета. Теперь освобожден от уплаты подоходного налога, пока сумма заработанных средств не перекроет стоимость купленной квартиры. Прикинул, что с моей зарплатой этот срок может растянуться более чем на 10 лет.

Как определяется сумма вычета? Допустим, вы получаете ежемесячно 1000 рублей. Покупка квартиры обошлась вам в 150 000 рублей. Это значит, что 150 месяцев с вас не будут брать подоходный налог — 13%. Экономия выйдет примерно такая: за месяц 130 рублей, за год — 1560, за 12,5 года — 19 500. Это очень примерный расчет — при условии, что доход не меняется и другие вычеты не учитываются.

Теперь рассмотрим вторую ситуацию: когда наниматель договорился с работником на ЗП «чистыми» — в размере, к примеру, тех же 400 у.е. Т.е. сотрудник рассчитывает получить в конце месяца на руки именно 400 у.е.

В этом случае все налоги наниматель платит сверх оговоренной ЗП. Важно понимать сумму ЗП к начислению, так как от нее считаются налоги.

Сумма ЗП к начислению — это ЗП на руки + подоходный налог 13% + налог ФСЗН 1%

Если предположить, что ЗП к начислению = 100%, тогда ЗП на руки – 86% (100% – 13% – 1%).

Таким образом, мы получаем вот такую пропорцию:

400 (ЗП на руки) – 86%

Х (ЗП к начислению) –100%

Отсюда формула для расчета суммы ЗП к начислению по учету. В нашем случае: 400×100 / 86 = 465 у.е.

Применение и размеры налоговых вычетов

Когда происходит процесс вычисления нужной ставки, нужно учитывать ряд показателей. И больше всего внимания уделяется стандартным налоговым вычетам. Рассмотрим, в каких случаях действуют вычеты:

  • цена детских оздоровительных путёвок составляет 833 единицы национальной валюты РБ на одного несовершеннолетнего резидента. Финансы, использовавшиеся при покупке, должны быть предоставлены коммерсантами либо республиканскими учреждениями;
  • максимальная выручка от физлиц – 6,116 тыс. белорусских рублей;
  • подоходный налог из зарплаты в РБ не учитывает выдачи призов, финансового обеспечения от начальства предприятия. Наибольшая сумма подобных ассигнаций устанавливается на уровне 1,984 тыс. бел. руб.;
  • другие заведения вправе давать максимум 131 единицу национальных дензнаков республики, которые не подвергаются налогообложению;
  • наибольшая числовая отметка материальной помощи для граждан с ограниченными возможностями и тех, которые лишены родителей либо опекунов, составляет 13,128 тысяч белорусских рублей. Учитывается общий показатель за 12 месяцев.
Читайте также:  Угрожают коллекторы росденьги: что делать и куда обращаться?

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Что страна делает с этими деньгами?

— В стране есть больше тысячи бюджетов различных уровней плюс Фонд соцзащиты, который бюджетом не является, но его тоже нужно учитывать. Образование (дошкольное, школьное, профессионально-техническое), медицина (поликлиники и больницы местного значения), ЖКХ, местный транспорт, благоустройство улиц оплачиваются за счет местных бюджетов, — объясняет экономист Владимир Ковалкин, руководитель проекта «Кошт урада». — Местные бюджеты во многом формируются за счет тех налогов, которые платят обычные люди. В первую очередь это НДС, подоходный налог и налог на прибыль (его платят предприятия. — Ред.). Какая-то часть денег отправляется в республиканский бюджет, откуда они уходят на финансирование общереспубликанских нужд: силовых структур (милиция, пограничная служба, Министерство обороны, КГБ и так далее), науки, высшего образования, а также на выплату внешнего долга.

Штраф за неуплату налога или госпошлины

Несвоевременное внесение обязательных сборов грозит физическим, юридическим лицам административным наказанием. Штраф составляет 40% от задолженности, размер которого не превышает 10 базовых величин. При повторном нарушении закона сумма увеличивается от 100 до 200 величин. Индивидуальные предприниматели обязаны выплатить штраф в размере 40% от налога, но не менее 2 БВ.

Налоговая система Республики Беларусь регламентируется НК РБ. Согласно нормативно-правовому акту, граждане, трудящиеся на территории страны, обязаны ежемесячно делать взносы для формирования государственного бюджета. В РБ установлены республиканские и местные налоги, размер которых зависит от заработной платы, условий труда, района проживания. Для социально незащищенной категории населения предусмотрены льготные условия денежных выплат.



При расчете ПН, подлежащего уплате в бюджет, физические лица вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Например:

  • 730 000 руб. при доходе, сумма которого менее 4 420 000 рублей за месяц.
  • 210 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка.
  • 410 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, или же попечителю.
  • 410 000 руб. для родителей 2-х и более детей, или детей инвалидов.
  • 1 030 000 рублей (для категории граждан, указанных в п.1 статьи 164 НК).

Бухгалтерские услуги в Минске

Компания УП «Бухгалтерия» оказывает бухгалтерские услуги в Минске на аутсорсинге уже почти 20 лет. В нашем штате подобраны исключительно квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и следящие за изменениями в бухгалтерском и налоговом учете Республики Беларусь.

Аутсорсинговые услуги – это востребованный тип услуг не только среди ИП, но также и среди крупных компаний, которые стремятся снять нагрузку с собственных штатных сотрудников и передают определенный участок бухгалтерских операций сторонним работникам. Благодаря опыту западноевропейских стран, известно, что бухгалтерские услуги, оказываемые по аутсорсингу, наилучшим образом отражаются на развитии бизнеса небольших масштабов, так как позволяют предпринимателю полностью сконцентрироваться на собственном деле.

Бухгалтерские услуги на аутсорсинге – это возможность передать ответственной компании функции ведения учета, а также обязанности по сдаче налоговой отчетности. Такое решение минимизирует налоговые нагрузки, а так же выводит работу с налоговыми органами на новый уровень.

Если вы ищете, где заказать бухгалтерские услуги в Минске – наша компания гарантирует профессиональную ответственность в работе, а также максимальную конфиденциальность вашей информации.

Матвей идёт к мечте: мальчику из Лунинца нужна помощь, чтобы научиться ходить

Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.

Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:

  • Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
  • Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).

В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).

Читайте также:  Транспортный налог в Краснодарском крае

К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.

При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).

Расчет подоходного налога с зарплаты

1. Производится полное начисление зарплаты, с учетом всех доплат и коэффициентов (за отчетный период).
2. Определяется, все ли виды начисленных доходов облагаются налогом.
3. Выясняется статус налогоплательщика для расчета НДФЛ.
4. Определяется право налогоплательщика на налоговый вычет.
5. Из общей суммы начисленного дохода следует отнять сумму, которая не подлежит налогообложению и сумму налогового вычета (при его наличии).
6. От полученной суммы дохода произвести расчет НДФЛ.

Для определения статуса налогового резидента стоит учитывать любой двенадцатимесячный период, который начинается в одном году и заканчивается в следующем. Окончательный статус определяется по окончании года как налогового периода. Для этого необходимо сложить все календарные дни нахождения плательщика в РФ.

Как воспользоваться налоговыми вычетами

Налоговый кодекс в статье 209-212 предусматривает способы, с помощью которых ты можешь уменьшить подоходный налог к уплате – налоговые вычеты.

Стандартный налоговый вычет в размере 135 белорусских рублей в месяц индивидуальные предприниматели могут применять при отсутствии места основной работы и при условии, что разница между доходами и расходами не превышает 2452 белорусских рублей в квартал.

Стандартный вычет в размере 40 белорусских рублей в месяц могут применять ИП, имеющие одного ребенка до 18 лет и/или иждивенца (на каждого иждивенца), 75 белорусских рублей в месяц для индивидуальных предпринимателей, имеющих двое и более детей до 18 лет или детей-инвалидов до 18 лет. Для отдельных категорий плательщиков (например, инвалиды 1 и 2 группы, Закон «О ветеранах» 17.04.1992 №1594-ХII) – 190 белорусских рублей в месяц.

Социальные вычеты применяют:

– при оплате своего (лиц, состоящих с индивидуальным предпринимателем в отношениях близкого родства) первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в сумме оплаты;

– по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии на срок не менее 3 лет, а также договорам добровольного страхования медицинских расходов в сумме страховых взносов (в том числе в интересах лиц, состоящих с индивидуальным предпринимателем в отношениях близкого родства).

Имущественные налоговые вычеты предусмотрены для индивидуального предпринимателя и членов его семьи, зарегистрированных как нуждающиеся в улучшении условий жилья в сумме расходов на постройку/покупку одноквартирного жилого дома или квартиры.

Все вычеты применяются при отсутствии основного места работы. Важно помнить, что если в налоговом периоде вычеты не предоставлялись или были использованы не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие налоговые периоды до полного их использования (кроме стандартных налоговых вычетов).

Новшества в исчислении подоходного налога с 1 января 2021 года

Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон № 72-З) внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Далее рассмотрены корректировки в части исчисления подоходного налога с физических лиц.

Корректировка размеров и порядка применения налоговых вычетов

1. Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (подп. 1.1 – 1.3 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Они представлены в табл. 1.

Размеры стандартных налоговых вычетов (скачать и распечатать таблицу)

Плательщики, которым предоставляется стандартный налоговый вычет

Размер стандартного налогового вычета в месяц, руб.

Получающие доход, подлежащий налогообложению, в размере, не превышающем в 2020 г. 761 руб. в месяц (в 2020 г. – 709 руб.)

126

Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС; Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества; участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы и другие лица, указанные в подп. 1.3 ст. 209 НК (относящиеся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.3 ст. 209 НК)

177

Имеющие детей в возрасте до 18 лет и (или) иждивенцев

37 (на каждого ребенка и (или) иждивенца)

34 (на каждого ребенка и (или) иждивенца)

Родители, имеющие двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов такого же возраста; вдовы (вдовцы), одинокие родители * , приемные родители, опекуны или попечители (лица, относящиеся к двум и более указанным категориям)

70 (на каждого ребенка и (или) иждивенца)

65 (на каждого ребенка и (или) иждивенца)

* С 2021 г. одиноким родителем признается в т.ч. родитель, если второй родитель ребенка умер, лишен родительских прав, признан безвестно отсутствующим, недееспособным, объявлен умершим.

2. Увеличен предельный размер доходов, при котором индивидуальный предприниматель, не имеющий места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный налоговый вычет, – до 2 283 руб. (в 2020 г. он был установлен п. 2 ст. 209 НК и равнялся 2 126 руб.). Если размер доходов, подлежащих налогообложению и уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных ст. 205 НК, не превысит в календарном квартале указанной суммы, индивидуальный предприниматель сможет применить за каждый месяц этого периода стандартный налоговый вычет в размере 126 руб. (в 2020 г. – 117 руб.).

3. В подп. 1.2 ст. 210 НК предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных страховых взносов по договорам добровольного страхования одним плательщиком из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства (подопечных, в т.ч. бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста), независимо от того, кем из них были понесены расходы по оплате страховых взносов.

4. Установлено, что при приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку, имущественный налоговый вычет предоставляется после дня заключения договора создания объекта долевого строительства, а не после государственной регистрации права собственности на указанное жилье (часть 10 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

5. Социальные и имущественный налоговые вычеты в 2021 г. будут предоставляться плательщикам в порядке, аналогичном действовавшему до 2019 г.:

  • в течение налогового периода – налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы);
  • по окончании налогового периода – налоговым органом при подаче налоговой декларации (расчета) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы)) (часть первая п. 2 ст. 210, часть 16 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

Изменения, связанные с доходами, освобождаемыми от подоходного налога и не признаваемыми объектами налогообложения

1. Изменены предельные размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога (подп. 14, 22–24, 29, 38 ст. 208 НК) (см. табл. 2).

Суммы доходов, в пределах которых может быть предоставлено освобождение от подоходного налога (скачать и распечатать таблицу)

Доходы, освобождаемые от подоходного налога

Размер за налоговый период (год), руб.

Доходы, которые не являются вознаграждением за выполнение трудовых и иных обязанностей, в т.ч. материальная помощь, подарки, призы, путевки, полученные:

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

по месту основной работы

2 272

от иных организаций и индивидуальных предпринимателей

150

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок * (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29 и 30 ст. 208 НК)

Стоимость детских путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси

954

Оплата организациями и индивидуальными предпринимателями страховых услуг белорусских страховых организаций (за работников по месту основной работы, а также за ранее работавших у них пенсионеров)

3 890

Доходы, полученные от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (в сумме от всех источников в течение налогового периода):

• в результате дарения;

• в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно

7 521

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке пожертвования, получаемые инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

15 030

* Предельный размер льготы по указанным доходам в 2021 г. отсутствует, т.е. они будут освобождаться от уплаты подоходного налога без ограничений.

2. Внесены изменения в перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В частности, в 2021 г. он не уплачивается со следующих видов доходов:

  • сумм материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства (п. 11-1 ст. 208 НК);
  • доходов, полученных от профсоюзных организаций членами таких организаций в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям – за добросовестное и активное участие в деятельности профсоюзной организации и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций (п. 38-1 ст. 208 НК).

Это важно! Размер льготы, в пределах которой доходы, указанные в пп. 11-1 и 38-1 ст. 208 НК, будут освобождаться от уплаты подоходного налога, не установлен;

  • процентов, начисленныхза период размещения денежных средств, единовременно предоставляемых в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, семейногокапитала»),вбанковские вклады (депозиты) физическихлиц (п. 2 ст. 208 НК);
  • денежноговознаграждения тренеров и иных специалистов, принимавших участие в подготовке спортсменов, получивших призы на международных и республиканских соревнованиях (п. 25 ст. 208 НК);
  • доходов в виде процентов, полученных участниками государственной системы жилищных строительных сбережений по банковским вкладам (депозитам) в такой системе (п. 36-1 ст. 208 НК);
  • доходов, полученных от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК).

Справочно: такие выпускники в соответствии с п. 4 ст. 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) не являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами. Вместе с тем на них распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные подп. 3.1–3.3 п. 3 ст. 48 Кодекса об образовании;

  • доходов в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);
  • единовременнойвыплатына оздоровление работникам государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);
  • доходов, полученных инвесторами – физическими лицами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь (льгота будет действовать до 01.01.2025) (п. 67 ст. 208 НК);
  • премии государства, полученной участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п. 68 ст. 208 НК).

Справочно: система жилищных строительных сбережений (далее – ЖСС) предполагает накопление ее участниками вклада под процент ниже рыночного с одновременной выплатой премии государства, соответствующей размеру вклада, на сберегательный счет в период накопления, но не более 5 лет. По истечении срока накопления участник системы ЖСС имеет право на получение жилищного кредита по ставке ниже рыночной.

Кроме того, НК приведен в соответствие с действующими нормами Указа № 411 * и Указа № 503 ** , в соответствии с которыми освобождаются от налогообложения:

  • денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;
  • расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы, а также доходы, связанные с направлением за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации), в виде выплат, аналогичных расходам на командировки;
  • единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания (части первая, третья и четвертая п. 4, п. 66 ст. 208 НК; подп. 1.1 п. 1 Указа № 411; подп. 4.1 Указа № 503).

* Указ Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» (далее – Указ № 411).

** Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в редакции от 07.08.2020; далее – Указ № 503).

3. С 2021 г. вносятся следующие корректировки в перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения:

  • НК приведен в соответствие с подп. 1.2 п. 1 Указа № 411, согласно которому не признаются объектом налогообложения доходы, полученные им в виде оплаты (возмещения) расходов принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении физического лица организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для него местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК);
  • для определения суммы дохода, не являющегося объектом налогообложения при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации будут включаться:
    • суммы, с которых был исчислен и уплачен подоходный налог, – если доля (часть доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации была получена в собственность на безвозмездной основе или с частичной оплатой;
    • сумма вклада, внесенная наследодателем (дарителем) в уставный фонд, или сумма фактически произведенных им расходов на приобретение такой доли (части доли) — при получении учредителем (участником) доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации в случае наследования или дарения от физических лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК);
  • не признаются объектом налогообложения доходы в размере сумм подоходного налога с физических лиц, уплаченных за счет средств налогового агента при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет указанных сумм налоговым агентом (подп. 2.39 п. 2 ст. 196 НК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *